По просьбе Джейти выкладываю на Дайзин многим уже известное интервью с ним о самиздате. Интервью бралось поэтапно и вышло хорошим, но по итогу попало в журнал PUNXUNITE #4 за компанию с колонками про бонов, систему и прочий бред.
Помнишь ли ты первый зин, попавший к тебе в руки? Когда это было?
Первым фанзином, попавшимся мне в руки был восьмой номер “Ножей и вилок”, который я обнаружил в разделе дистро на punx.ru, который был в то время отличным сетевым зином с аргументированными рубками интересных людей и регулярно обновляющемуся содержанием. Это был май 2003 года. Отлично помню, как шел на почту оправлять деньги, а потом месяц ждал письма – еще подумал – не придет так и хуй с ними, ничего больше не буду заказывать по почте. Получив же, с удовольствием проглотил наживку и нашел самое лакомое – рецензия и контакты в них, самые интересные из которых я отмечал карандашиком. Послал миллиард почтовых голубей по указанным адресам из понравившихся описаний и получил макулатуру со всей страны, которую жадно штудировал все лето. Осенью забился с Грином, отксерившим мне несколько своих “Ксеротик”. Они резко выделялись на фоне ранее прочитанных журналов своим кривлянием, некорректностью и нападками. Сейчас мы готовим материал для издания антологии всех номеров “Ксеротики”. Надеюсь, книга будет не только раритетом для коллекционеров, но и трамплином для новичков в деле зарождения скепсиса.
Сегодняшнее отечественное зинмейкерство поднялось или опустилось по сравнению с тем уровнем, на котором оно было 3-4 года назад? кажется ли тебе, что году в 2006-м зинов было куда больше чем сейчас?
Говорить о кризисе и прошедших золотых временах это моветон. Подобные разговоры слышу на протяжении всех лет, что нахожусь в сцене. Причина подобных настроений в том, что только познакомившись со всеми этими распрекрасными идеями, человек испытывает эмоциональный подъем, получая каждый раз яркие впечатления от встречи с новыми людьми, стилями, полетами мысли. Потом приедается. Вслед за идеями человек сталкивается с людьми, их поступками, их косяками. Начинаешь понимать скрытые механизмы и пружины. Войдя в закулисье и узнав кухню изнутри понимаешь, что все не так радушно, как при прежнем неведении.
Летом-осенью 2006, действительно, впервые на русскоязычной зин-сцене появилось сразу около множество изданий (backyard zombies, арматура, серега-рокер, кафка, трепетно синее, мой папа собака, камарджоба, спанккор, родсварт, имхопанг, интепритация, инсомния). Такого прежде не было и пока больше не повторялось. Причину я связываю с расширением панк/хардкор-сцены вне Москвы/Питера и желанием периферийных сообществ высказать свое мнение. Помимо географического изменения аудитории получателей информации стоит отметить смену аудитории внутри самих столиц. Ведь получателями информации стали не только сто прошаренных ребят и девчат из подвала на Ленинском проспекте, но и т.н. мазафакеры и говнопанки, которые тоже стали приобщаться к культу.
Еще тенденция - это изменения тиражей. Если раньше за редким исключением главенствовал ксерокс и 50 штук тиража, то сейчас в оборот пошли типографии и тиражи стали уже как минимум 300 штук. Тираж 1.25ого номера “Имхопанга” составил 666 штук, и по факту он первый, кто вышел за традиционный расчет. Перед выпуском я предварительно общался с корифеями жанра о востребованности и получал ответ, что 150 копий - это оптимальное количество. Но интернет сделал свое грязное дело, и пришлось делать еще две допечатки, которые за два месяца полностью разошлись.
Проблема не в количестве нерегулярно выходящей макулатурки, а в её содержимом. Есть такая устоявшаяся фраза как “Главная проблема музыки это ты сам”, так и тут. Если читатель готов каждый раз приобретать журналы на избитые темы, написанные избитым языком на основе избитых взглядов, то не стоит удивляться, что подобная литература будет штамповаться и впредь. Ликбезные статьи о пользе веганизма и вреде бонизма интересны в первую очередь новичкам, но журналы в которых это написано можно приобрести только в пределах сцены, куда новичкам доступ еще прикрыт. В данном случае проблему можно было решить запуском интернет-портала, ориентированного на молодежь. Пока мы только имеем несколько редко обновляемых материалами сайтов, но зато насыщенных юмором своих форумчан. Мне понравился запущенная относительно недавно версия Antifa.Ru и Avtonom.org – постоянно обновляющиеся злободневные материалы с возможность комментировать читателями. Опять же ориентироваться необходимо не только и столько на новых людей, но и поддержку уже вошедших в сцену людей. Мало кому из тех, кто в теме хотя бы несколько лет, все еще познавательно читать о прописных истинах. Надо делать журнал, исходя из того, что тебе самому было бы интересно читать, если бы ты был сам сторонним читателем.
Как на счет идеи издания анархистами газеты для неанархистов, для массового читателя? Эта идея давно уже на слуху и сейчас, насколько я слышал, даже начала воплощаться.это может дать какие-то результаты?
Необходимо помнить, что это весь наш самиздат для внутреннего пользования, для людей в гетто субкульутры. Для донесения же нашего мнения до обывателей лучше использовать публикацию своих материалов в газетах с многотысячными тиражами, как например “Акция”, “Афиша”, “Новая газета”, “Эксвайр”, Оупенспейс.ру и “Большой город”. Считаю хорошим примером подобного опыта почивший в бозе журнал FAKEЛ. Или допустим различные интернет-издания. Надо пользоваться возможностью высказаться, пока они открыты к нашим публикациям и готовы распространять наше мнение. Знаю несколько попыток издать газету со скрытыми мемами анархических тем, но так как все упирается в денежный вопрос, то из-за прекращения спонсорской помощи проекты заглохли.
Что такое зинмейкерство вообще по отношению к журналистике? альтернативная журналистика, любительская журналистика или вообще что-то координально другое, не соотносимое с журналистикой?
Думаю – это всё тобою перечисленное. Каждый сам избирает свой путь - кто-то мутит агитки, кто-то личную рефлексию – что их объединяет помимо бумаги и тиража? Опять же многие зиноделы по совместительству и журналисты.
Для чего ты начинал делать Имхопанг?
Началось все случайно. Моя девушка захотела написать колонку, о чем я сообщил приятелю, который как раз собирал материал. Колонка в результате выгорела, а я активно вошел в раж и включился в процесс сбора статей/интервью. Для меня фанзин был и остается в 1ую очередь средством коммуникации. Через все эти интервью, дискуссии о материалах, передачи курьерами в другие города и отклики я обрел немало приятных знакомств, чему неимоверно рад. Все эти телодвижения с выпуском кассет и самиздата по сути лишь предлог для общения. Собственно, это то, о чем не стоит забывать. Сейчас “Имхопанг” – это еще и лейбл/дистро, но подоплека все таже - помощь в распространении продукции приятных людей приятным людям и сбор средств для партийных нужд/инициатив. Помимо 11 релизов выпустил еще две благотворительные компиляции. Удалось собрать суммы с нулями для бездомных собак и подмосковного детдома, но по правде говоря проще сделать мероприятие со звездами от панк-рока, чтобы поднять 20 кусков, чем подписывать группы, выпускать, распространять, а потом вытрясать деньги с локальных барыг.
И для чего сделал третий?
Для меня фанзин – это альманах о волшебном мире внутри и вне панк-рока со статьями, отобранными по признаку личного интереса. Но еще не все мысли, аналогичные моим, представлены в русском самиздате, не все в той форме в какой хочет моя душа. По большому счету я делаю уже 4 и 5, а не третий. Среди прочего планируется немало материала на тематику социального активизма, связанный в последнее время тесно с нашей панк-сценой. Будучи в курсе террора со стороны наци и внимания со стороны структур как я могу закрывать глаза на происходящее и повествовать только о музыке? Конечно, во многом именно она, музыка, нас связала. Но сталкиваясь со всем дерьмом на улице, кабинетах и в головах, понимаешь всё ой как не просто. В 2008 году убили двоих, в 2009 уже четверых, ну и так далее. И тут уже не фишка лягла, мол, шедшему на мероприятие не повезло, а целенаправленные убийства. Подъездная тактика уничтожения. В регионах вешают сроки ребятам за самооборону и катают заявления ссученные борцы с зогом, строчащие малявы под присмотром своего начальства в погонах.
Честно говоря не знаю что будет, если будет в следующем номере – возможно всё.
Изменилось ли за те годы, что прошли со дня выхода первого номера, твоё отношение к тому, о чем стоит писать и в целом роли фэнзина в нашей жизни?
Безусловно, да. Перерыв длиной в два года был необходим для анализа меня самого и окружающего мира. Я получил ценный опыт стремных ситуаций, не вяжущихся с привычной действительностью. Оброс новыми знакомствами, тоже оставившими свой след. Совершил паломничества автостопом по Европе, пробил немало выездов по Руси в новые, еще неизведанные места. Как итог изменился я сам, а значит и фанзин, который во многом отображал то, о чем кошки на душе скребут. Ведь странно делать чтиво, аналогичное прошлым номерам, когда меняешься ты сам и твое отношение к окружающим вещам.
На тему автостопа по Европе. Тамошние водилы всегда возят бесплатно или в буржуйской Европе с этим проблемы? Действительно ли вдоль польских трасс много кальных населенных пунктов, где можно легко огрести за свой внешний вид, национальность, да и просто так? Как с этим в других странах? Как обычные люди, не панки, реагировали на русского путешественника (особенно интересуют страны бывшего Варшавского договора)?
Особых удивлений никто не испытывал, в конце концов уже до нас по аналогичным маршрутам проехали сотни людей, а сколько еще проедет – поэтому чтобы следующих за тобой ребят тоже подобрали, советую вести себя дружелюбно и поддерживать беседу. Хотя, по правде сказать, в 15ый раз пересказывать, откуда и куда путешествую довольно надоедающая вещь. В основном подбирающие водители сами имели в прошлом аналогичный опыт, а потом охотно подбирают и возят задарма – у сельской учительницы дочка колесит по Калифорнии, накуренный бизнесмен сам два раза обогнул Австралию. Другое дело, что шансы на быструю дорогу повышаются у тех, кто выглядит приличным студентиком, а не как мы… Среди стран Варшавского договора наведывался я стопом в Чехию и Словакию, где каждый раз подбирали за рекордные 15мин. Братья-славяне учили великий и могучий еще в школе, наши языки похожи, так что когда медленно говоришь можно легко понять собеседника. Минувшим летом был еще в Сербии и Румынии. Сербы котируют Русь, языки еще более похожи чем чехословаций, но берут только дальнобои, посему пришлось нехило зависать на трассе. Румыния – отдельная статья. Хают режим Чаушеску и нынешнее правительство, развалившие коммунистическое наследство с его недостатками типа хороших дорог, отсутствием безработицы и бесплатной медициной. Особенно достается этническим меньшинствам - венграм и цыганам, которых во всей Европе считают румыны, отчего собственно румыны приходят в неистовый гнев. На дороге главные достопримечательности – находящиеся по борту Карпаты и создающие адские пробки цыганские повозки. В каждом селе есть точка для автостопа, но здесь это понимают как грошовое попутное такси. Нашему желанию халяве, конечно, удивлялись, но мое дерьмовое знание румынского делало чудеса – “Эу студэнте. Монеда путин. Аутостоп гратис? Мултумесц!”. Про Польшу ничего не скажу, т.к. по ней в Прагу гонял зайцем на электричке и был только в Варшаве и Кракове, но местная гопота, конечно, красава – спорткостюм и золотые зубы в наличии. Но вообще больше всего люблю колесить по родным просторам, когда можно специпиться языками с водилой до самого пункта назначения на извечные русские проблемы.
Почему между номерами была весьма большая пауза? Надо ли быть готовым к ней снова?
Как я сказал раннее, это перерыв был периодом накоплений впечатлений. По сути, сама подготовка материала, как и в прошлый раз, заняла два месяца, еще столько же. Но без предыдущего этому процессу накоплениия жизненного опыта ничего бы не удалось. Поспешишь - людей насмешишь. Опять же, меняется и само отношение к материалу. Некоторые статьи уже не привлекают меня и отправляются в мусорку. Фанзин, как хорошее вино должен настояться, чтобы пережить смену отношения к наполняющим его статьям от радостного до скептичного, а значит, в итоге качественно дополнить. Как я был доволен во время прошлых номеров их содержанием, так со временем я увидал свои недочеты. Лучшее - враг хорошего, короче говоря! На данный момент у меня есть примерное представление как должны выглядеть еще три номера, главное чтобы хватило энтузиазма. Третий номер уже вышел. Долгое время я не знал, как преподнести уже имеющийся материал, совместить разномастные статьи и сформировать общий посыл публике. Прошлой осенью мне явился сон как всё это должно выглядеть визуально, я отзвонил известному в локальных кругах художнику и выложил свою идею. Он пришел в экстаз от задумки, и мы с шести вечера до трех дня обсуждали детали будущих полотен. Потом был долгий процесс верстки. На тот момент, когда был полностью был готов макет, у вестальщика украли ноутбук. Думается, с концепции номера и её воплощения многие придут в нехилый угар. Пришлось начинать сызнова. Короче, кура проблем. Но в итоге мы были верны традиции – выпускать фанзин с периодичностью раз в два года.
Поспешишь – людей насмешишь это, конечно, да. Но нерегулярность – тоже большая проблема для отечественного зинмейкерства. Либо ты выпускаешь более-менее качественный, но даже не журнал, а альманах что ли, либо регулярный, но доделываемый в спешке, с ненужными материалами, которые просто дыры закрывают (как у нас раньше, ыыы). Кто, по-твоему, на нашей зин-сцене ближе всех к золотой середине между этими двумя крайностями?
Нет смысла гнаться за регулярностью и плеваться потом на содержания номера. Это поняли даже зануды из “Ситуации” (хотя последние номера вполне актуально-адекватные). Забивая дырки глупыми статьями, вспомни задачку про кило варенья и кило дерьма и что выходит в итоге. В эпоху интернета нет смысла спешить за регулярностью. Сейчас благодаря технологии мы имеем постоянную циркуляцию информации внутри сообщества посредством вконтактов/форумов/жж/майспейсов и опубликованные в бумажном вестнике новости уже устареют к тому моменту, когда дойдут до читателя. Посему в изданиях надо освещать вечные темы, двигающие на раздумья. Еще плюс бумажного издания, что подчас человек читает весь материал, все статьи, несмотря на их длину и сложность восприятия, что порой проблематично, читая с экрана. Недавно родилась интересная, как мне кажется, концепция, так что возможно порадую более частой периодичностью. Вот еще замутили обновление сайта, куда выложили материалы уже вышедших журналов и тексты, которые не вышли в печать, но думаю будут интересны не только как исторический материал – imhopang.punk.ru.
Как часто тебе пишут твои читатели? Насколько обратный контакт важен для тебя?
Обратная связь конечно нужна, иначе это можно расценить как слова в никуда. Они помогают понять дошло ли до читателя те мысли, что ты вложил. Отклики есть, не много. Чаще пишут непосредственно авторам, благо емейлы указаны под каждой статьей. В живую намного больше было каких-то обсуждений тех или иных материалов. Несколько раз рубились по кухонным разговорам далеко за полночь с подробным разбором полетов. Еще вот заметил одну вещь, которая меня скорей печалит. 1ый номер разошелся среди знакомых, 2ой в т.ч. среди знакомых, а 3ий по большому счету уже мало интересен тому кругу людей, с кем я общаюсь, т.к. по большому счету все уже выросли. Я бы хотел конечно видеть читателя, знать его реакцию, но мне кажется это вряд ли возможно.
Авторы колонок сами находят тебя, либо же приходится просить и трясьти каких-то людей? Как часто выкидываешь чужие колонки в мусорную корзину? Какой не должна быть колонка для имхопанга?
50/50. Порой встречаю интересные заметки, связываюсь с автором и прошу доработать. За последний месяц трое человек позвонило с предложением замутить материал для следующего номера. Колонка для ‘имхопанга’ стоит быть, как и для любого другого журика, интересной, познавательной и… наверное, провокативной, так именно подобным макаром можно обратить внимание на статью и по новому осмыслить суть послания
Хардлайн - обсуждаемая, но в то же время для многих нежелаемая тема. Во втором номере ты коснулся её из провокационных соображений? Какова была реакция читающих масс?
В большинстве случаев если тематики хардлайна и касаются, то только в качестве мишени для атаки, не растолковывая в деталях её паршивость. Можно сказать, что я дал трибуну плохим парням и сказал читателям, думайте сами. Политкорректные панки сказали, что так нельзя, мол, это приводят к последствиям. Было интересно разобрать историю и философию культа, как начинался и чем в итоге стал. . Считаю, что тема яйца выеденного не стоит. Я же думаю, что имея немного серого вещества в черепной коробке, не так уж сложно для себя обозначить где говно, а где конфетка. Многие ребята писали спасибо за раскрытие темы, так что миссию считаю успешной. Также, мотивом публикации было показать тем крестоносцам, которых передергивает при слове анархизм, связь культуры прямого пути и анархичного мироощущения еще в стародавние времена. Планирую в ближайшем номере подкинуть еще дровишки на спорные темы, благо их не мало в нашем сообществе. Приведу очень хорошую цитатку, под которой готов подписатьс печенкой: ”Коммуникация одобряется до той пор, пока она не раскаляет страсти. Лицемерие, осторожность, ложная вежливость - нормы, ведь они поддерживают 'единство в разнообразии'. Столкновения ритуализируются и ставятся в скобки. В субкультуре нет места для честных и страстных конфликтов, лицом к лицу. Индивидуальные вспышки подавляются во имя социальной гармонии, во славу консенсуса”. Другое дело важно, что все это в 1ую очередь против того, что наше болото не затухло и было в движении. Главное, что все оппоненты речевого жанра в решающий момент помогают друг другу и делают вместе общее дело.
Думаю не все читатели в теме панкрушного сленга. Можешь дать определение слову имхопанг? Когда называл так зин, был намек на зин «имхо»?
Название является ностальгической отсылкой крылатому на форуме punx.ru выражению АЗЪ ИМХО ПАНГ. Словосочетание с одной стороны символизирует апогей расцвета сайта, а с другой стало предтечей проблемы, когда интернет-баталии скатились к интернет-пиздежу. Зин “ИМХО” это другая история и другой редактор. Фанзин “ИМХО” благодаря смелости мысли и слова был одним из неординарных явлений, которое породило вслед за собой целую плеяду аналогичных журналов и внесло свой вклад в ех-советскую сцену. Достойным продолжением стала автобиографическая книга “Исход”. Много ненависти, много грусти. Сейчас даже в каком-то крупном журнале это опубликовали и по сети пошло бурлить говно о личности автора и смысле книги. Думаю, кстати, не только ему есть что сказать, и я бы рад прочесть мемуары тех, кто давно в теме.
Выступление какой группы тебя в последний раз удивило?
С самого первого концерта я взял за привычку записывать в блокнотик выступающих, клуб, дату и цену. Вот к концу 4ой сотни могу уверенно сказать, что у меня перенасыщение. Канцики стали словно маяком для встреч, с людьми с которыми в силу работы/учебы/быта проблематичного пересечься, опять же в таком случае я скорее получаю удовольствие от общения, чем от традиционного повторения мантры о недопущении границ и свободе ветчины на чужой сковородке.
Действительно яркое впечатление произвело выступление в помещении бывшего завода финнов Shogun Kunitoki. Я сидел у кромки сцены, вернее, её там нет, просто в двух шагах от музыкантов, и буквально медитировал на все эти космические звуки, доносившиеся из их допотопных электроорганов и аналоговых синтезаторов. Чудовищно апокалиптичный звук. У меня было состояние отрешенности и одновременно радости.
Еще душевное воспоминание – это концерт Колеса Дхармы в бутовских болотах с полсотней говнарей и киданием аудиторией говна в музыкантов разогревающих групп, в чем я усиленно участвовал. С первых аккордов дистанции между зрителями и музыкантами рухнула словно стены Иерихона. Бутылки и мокрая глина летели в обе стороны. Особую пикантность придавало ощущения разности по сравнению с посещенными накануне “ФалафельФесте”, с его миллионами стильных маек, правильным мошем, проданными 500 билетами по 500 рублей в день мероприятия. По сути, две стороны одной медали, но почувствуйте разницу. Вообще я уже забыл когда ходил на канцики. Из недавнего: выставка-презентация собственно третьего номера в обоих столицах. По большому счету мне сейчас на музыку насрать. Есть топ-лист любимых с детства треков и радио классической музыкой. Я стараюсь заниматься вещами более интересными.
Что за история с антихардкор-листовками, которые ты цитировал в своём жж?
Чтобы нешарящие поняли, о чем идет речь и просто подумали на досуге о прочитанном, вставлю целиком текст листовки: “В данный момент времени все действия, происходящие в рамках хардкора, являются демонстрацией собственного бессилия. Вы все пребываете в состоянии нормальности. Вы перенесли это состояние из мира обывателей в свой микромир. Вы сами стали обывателями. А хардкор вашими усилиями комфортно переехал в Интернет. Где вы яростно пытаетесь показывать свою причастность к нему. Это печальное зрелище. Поэтому заявляю, что на вас уже нет надежды! Единственным вашим делом отныне будет материальное обеспечение гражданской войны, которую мы ведем! При этом вам будет разрешено оставить при себе статусы хардкорщиков, дистро боссов и коллекционеров винила! Ведь именно за это вы крепче всего держитесь? Вы поддались инертности, все действия совершаются по привычке и направлены лишь на то, чтобы поддерживать существующий порядок вещей. Спастись сможет лишь тот, кто вырастет из хардкора!"
Она написана знакомыми всем людьми, которые родом из московской хардкор-сцены. Листовка раздавалась на одном из аморальных мероприятий с участием Сатаны, берсерков и алкоголя. Если абстрагироваться от личности автора и стиля повествования, то написанное в ней во многом правда и я не понимаю причину сетевых негодований. Хардкор практически полностью лишился смысла. Один из симптомов - окончательное превращение в супермаркет. На полках переизбыток товаров - трусы с надписями drugfree, бесчисленные переиздания одних и тех же альбомов на цветном виниле. Много - значит хорошо, все сегменты рынка охвачены. Польза от этой листовки, безусловно, в том, что она спровоцировала дискуссию. Ведь прежде чем решить проблему необходимо её обозначить. Другое дело, что дела словом не делаются да и сколько Ваньку не учи, а дураком останется. Я верю только в собственное осознание через опыт.
Что по части панков, скинов, крастеров и т.д., здесь другие проблемы или они тоже объединены общим термином хардкор?
Думаю, это характерно для всей совокупности околохардкор-сообщества, т.н. Сцены, от автономов и псевдокрастеров до хардлайнеров и шарпов. Проблемы у всех аналогичные, независимо от стиля одежды и выбора диеты – уход в тираж на фоне нарастающей эпидемии потери смысла. Трудностей не будет только у аполитичных любителей просто музыки, который класть на идейную подложку.
Эпидемия потери смысла так и будет нарастать? Видишь ли ты какие-то лекарства от этого всего?
Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Всем советам грош цена, пока их исполнение будет в индивидуальном порядке. Сейчас произошло одно резонансное событие. Проверка на вшивость. Тест. В зависимости от этого поймем, кому и насколько все это нужно. Необходимо определиться в системе координат современной обстановки, понять кто и зачем мы, осознать свою роль в общих процессах и найти свою идентичностью. Пока мы скорее движение без корней, стая сезонных птиц, не разбирающихся в местной фауне, или скажем не знающих родства Иванов. История сопротивления крестьянских партизан, нигилизм Нечаева и советский панк-рок Автоматических Удовлетворителей для нас еще более далекие явления, чем Роллинз, студенческие бунты 68ого и китайские работяги Найка. Спасением для каждого вижу самообразование, которое может помочь с нахождением критической точки зрения, это лучшее что может дать философия панка. Запишитесь в районную библиотеку/спортзал, кормите пернатых тварей, живите по совести и используйте повторно полиэтиленовые пакеты, которым еще разлагаться миллион лет. Хотя может я и не прав… сообщите мне свой рецепт счастья.
Аминь!
Там в комментах обсуждается - надо будет досканить ксеротики.
Макеты у Макса щас по итогу, да? Я досканю тогда, как он приедет из США.
да, джейти хорошо ответил
все ксеротики какие нашлись уже тыщу лет отсканены. макс просто проебал диск, на котором я их ему отадал. сканы эти.
Ну значит надо заново отсканить.
не надо! )) они все лежат отсканенные у меня дома на компе
я же уже выкладывал первые две или три порции
а чё ты все не выложишь?
*Отлично помню, как шел на почту оправлять деньги, а потом месяц ждал письма – еще подумал – не придет так и хуй с ними, ничего больше не буду заказывать по почте*
дима, я не верю тебе.
пиздит как обычно
то есть верю в то, что заказывать ты бы больше ничего не стал , но при этом ты бы ухитрился вернуть свои деньги.
да, и в последнем номере нет ни одного контакта колумнистов.
пахотин.
пахотин, спасибо. хорошие замечания.
не за что, серега.