Краткий экскурс в белдистро, или How to run a label in Belarus?

Сейчас много задумывалюсь о том, что в ближайшее время можно сделать как издатель или делатель (звучит не так по-капиталстически) релизов на местном дистро/лэйбле.
Точно так же, как изинов, когда-то у нас было и много людей, которые что-то распространяли. И порой казалось, что вот-вот у нас всё будет так же, как и в Польше – много лэйблов, много стаффа, много групп, много концертов и много позитива. Сегодня ситуация всё-таки удручающая. Никакого бума не было. А что было то?

Хм, перенесёмся, пожалуй, в 96-97-ые года. Если мне память не изменяет, то в это время некто Коник распространял панк-хк записи из своей коллекции, а если выразится точнее, то перезаписывал кассеты, от руки писал на клочке бумаги названия треков и высылал адресату. У Коника был приличный каталог музыки и именно благодаря ему я услышал Sonic Youth, Primus и другие группы. Наверное это и было первое дистро в Беларуси, самое что ни на есть диайвайное=) Игорь просил совсем немного за кассеты, а музыку, которую он записывал, было крайне сложно достать. Когда Hate to State записали своё демо, его нужно было как-то распространять. К тому времени в Беларуси уже была какая-никакая, но тусовка, появлялись первые группы, начали делатся зины… И Коник организовал дистрибьюцию. В первом дистролисте значилось пяток кассет и больше ничего. По сути всё, что можно было достать. Так как разномастная информация стала просачиваться на нашу территорию, мы стали меняться флаерами, читать зарубежные зины, дружить с российской диайвай сценой – всё это дало толчок к действию, к общению, к обмену информацией. К тому времени в России дистрибьюцией занимались и Волошин и Шарапов. +NotLG tapes. Такие самые-самые. Остальные занимались самиздатом, в смысле сам играешь в группе, сам и делаешь кассету и распространяешь её. Естесственно, все барыжили кассетами. Другое дело, что Волошин продавал всегда оригинальные кассеты, с цветной полиграфией, которые стоили дороже наших местных. У каждого был выбор, что и где ему покупать. Коник стал заниматься переизданиями кассетных релизов, дистролист ширился, а к этому времени дистро были уже и в Минске, и в Гродно. В то время, как зарубежные лэйблы торговали дисками, с буклетами, винилами да цветными к тому же, у нас торжествовал самый настоящий трудиайвай с кассетами, ксероксными обложками, с плохой записью, но блин – всё сделано своими руками! И мы никакие не буржуи, чем можно было гордиться.

Где-то в 2002 году местные дистры начали хиреть. У Коника стабильно покупали что-то, потому что у него был приличный список с разной музыкой. Все знали его адрес, а у остальных ведь и было всего пара кассет на дистро, которые к тому же и плохо продавались. Гогич закрыл своё дистро, Боря обламался торговать польским стаффом (хотя там было что купить!!!), тандем Никита+Канспект+Егор ни к чему не привели. Я около года не мог найти человека, кто бы мне мог сделать обложки, сделал сам, не думая даже про формат – конечно кассеты. Отдал в печать и тут мне посыпались советы – ты что, у нас кассеты уже никто не покупает! Горы обложек этих релизов у меня до сих пор так и валяются, выбросил деньги на ветер. У Волошина на дистро уже были диски, причём известных групп, с хорошей музыкой, по приемлимым ценам. Шарапов как-то обмолвился, что пора уже выходить на новый формат диайвая – ксероксная обложка явно проигрывает уже доступной на то время цветной полиграфии. В том же 2003-2004 годах люди стали активно компьютезироваться. Соответственно, даже те, кто ещё покупал кассетный стафф, после покупки компа радовался mp3-формату. Магнитофон можно было выбросить на свалку. Саныч тогда сделал дистро, на котором твёрдо гнул кассетную политику (недолго кстати)) Проснулся скидров, у которого была пара дисков. В 2003 году появилось много новых людей, кто-то из мазафаки, кто-то так, много просто тусовщиков. И стали эти мп3 шариться туда-сюда. Вначале их было мало и люди менялись друг с другом, потом появился толковый интернет, и всё можно было скачать из него. Т.е. париться над заказами стаффа по Беларуси стало бессмысленным. Зачем идти на почту, слать деньги, ждать извещения, опять переться на почту. И что заказывать то? Кассеты? Нет уж, спасибо! Тем не менее диски покупались. Кто-то покупал их проездом в разных странах, кто-то у Волошина брал, кто-то отоваривался у групп, которые приезжали к нам с концертами из других стран. Потом друг к другу к вениками под мышкой можно было бежать. И балдей 2-6 месяцев, пока не надоест. Кассетный формат у нас сменился на сидиэрный. По цене это было практически одинаково, записать сидиэр проще. К тому же – хочешь слушай в плейере, хошь на компе, хошь грабь мп3 – ну все карты в руки. Да, сидиэрки были без полиграфии, но как часто вы берёте в руки тот или иной сиди, чтобы порассматривать рисунок на нём? Да, сидиэрки недолговечны, могут осыпаться. Новедь и сиди мало кто слушает как сиди. Многие (возможно даже очень многие) сразу грабят диск, а сиди отправляется пылиться на полочку (буклет полистал да и хватит). То же самое можно делать и с сидиэркой. А цена то заметная… Такими выводами мы и руководствовались. А в России питерские и московские ребята были совсем не прочь покупать настоящие дорогие лощёные диски за любую цену. Кто-то покупал сразу у Trustkill rec., кто-то затаривался на разных флаффах. Сергей Волошин сам говорил, что кассеты если и берут, то из глубинки, а в центре предпочитают сиди и на цены особо не смотрят – продаётся практически всё.

Ах, можно было тогда воскликнуть, а где в этой ситуации быть нам? Беларусам? дни кричали, мы бля самые настоящие тру, у нас вместо сердца кассеты, а ещё мы любим винилы, только их неначем слушать (это ещё в ту пору, когда винил не был настолько моден у нас). Другие кассеты складывали в ящики и выносили их в подвал, любили слушать мп3 и изредка покупали диски, если есть возможность купить альбом любимой группы. Местные дистро если и распространяли сиди, то те, которые выпускались в России – волошинские, кармомировские и т.д. Самое забавное, что и они не расходились. Тот же Коник мог с трудом продать 10 сиди альбома Thema 11. Т.е. смысла переходить с сидиэр формата на сиди не было. Делаешь ты минимальный тираж в 500 штук, от силы 50 сиди продаёшь (и то, уговаривая), а с остальными что делать? Меняться, тратить деньги на пересылки, потом пытаться втюхивать обмен в надежде, что деньги вернутся, и ты сможешь выпустить другой релиз? (утопично). А если даже и издавать что-то, то явно не неизвестную группу, а хорошее имя, чтобы не надо было тратить энергию, чтобы доказать кому-то, что эта группы почти как их любимая=)

Не знаю, как у Джорджа из Кармы Мира, но Волошин испытывает проблемы, чтобы продать полностью релиз. Конечно, кто-то пожалеет, да купит, кто-то крикнет – вау, моя любимая группа, кто-то купит, потому что посоветовали. А остальные не будут париться, и сграбять мп3=) Теперь в России популярен винил. Возможно и у нас это было бы то же самое, но многие банально не имеют проигрывателей и все мы слушаем кругляши на старых советских ригах, да прочих бэк ин юэсэса=) С Россией всё ясно, там есть дистро, появляются даже магазины, по самой стране много лэйблов уже. Может быть скоро будет как на западе? А мы, беларусы, совершили эдакий круг и вернулись к тому старому кониковскому способу – просто записывать друг у друга музло=) И вряд ли кто-то откажет, не забудь только с собой носитель. Кому там ещё нового панка? Или новый альбом Бэд Брэйнз или новую крутую эмогруппу?=)

И если кто знает, как раскрутить у нас лэйбл, пусть поделиться секретом. В стране дешёвой картошки и добротного краста не может быть дорогих сиди;)

как-то грустно от статьи стало...

Читаю, интересно. И тут вижу - это моя статья.
Пипец просто, я схожу с ума=)

привет! =))