Дима Трс пишет зинмейкерам

dima-trs-pishet-zinemakeram.jpg

Дима Трс (зин BOREDOM) поговорил за жизнь с несколькими известными на Руси зинмейкерами.
http://trash-go-thrash.livejournal.com/71803.html

BRDM: Какие чувства ты испытываешь когда ждёшь результатов от людей которые обещали сделать что то в твой зин? И о том, что ты чувствуешь когда эти люди тебя подводят.

Сергей (Just Like Cariboo): Обычно в таких случаях я испытывал раздражение. Но сейчас такого почти не происходит, потому что в основном я все делаю сам. Единственное за чем я обращаюсь к другим людям сейчас, это за помощью с переводом (мне в этом помогает один товарищ, он иногда медлит, но пока тьфу-тьфу ниразу не подводил) и к людям у которых я хочу взять интервью. Худшее что может быть, это если они не будут отвечать на твои вопросы. Но это их право. Если у меня чтото не получается, я просто откладываю на другой раз, то что не получается сделать сейчас. Зин который делаешь ты зависит только от тебя. Рассчитывать на других не стоит. Если помогут - здорово, если нет - сделаю все сам.

BRDM: Что ты ожидал от "самиздата" когда только начинал этим заниматься и чем это для тебя оказалось в итоге?

JT (Имхопанг): Ну конечно, мы как хотели перегнать по популярности "Максимум рокенрол". Даже название придумали - "Минимум поп", но внутренние негодяи пролоббировали другое имя. Это должно было стать солидной альтернативой тоталитарному масс-медиа, что держит нас за баранов. Прежде всего, фанзин должен был стать иной точкой зрения, чем подают работники Средств Массовой Дезинформации. Но, по правде сказать, на вопрос "что ожидал от самиздата, когда только начинал этим заниматься" правдивей сказать, что ничего. Это был скорее подарочный подгон для моей подруги, жаждавшей написать колонку о собственном пиплхейтерстве. Под это дело я достал до всех, кого мог, заставив словно китайских подневольных детишек строчить нужную мне лирику. Девушка, слава всем нам, колонку не написала, иначе бы мы расстались еще раньше, но материала от остальных хватило на шестьдесят четыре страницы. Моя же роль заключалась в придумывании несмешных заголовков и сочинительством глупостей. Особо не мудрствовал, брал, что плохо лежит. Как оказалось, читатели подумали, что это ради панорамности мнений. Ну, да-да. Попутно пытался связать сам в осмысленные тексты собственные мысли, реализуя мечту графомана-маньяка. Спустя пять после начала проекта могу ответственно сообщить, что как 2+2 равняется 5, так и я научился преображать в читабельный формат свой ассоциативный ряд. Ныне я пишу длинные письма в угаре от эстетики дада одной даме, по которой крайне скучаю ввиду его вынужденной эмиграции, и работаю как бы журналистом. Ах, ну да, на последнее место работы, где я числюсь по штату, на первое собеседование я принес 3ий номер журнала, который с глубокими морщинами на лбу и изучало моё будущие начальство. Уж не знаю, что у них мелькнуло у них в голове, при разглядыванье икон и бесконечных фраз про анархию, то теперь я пишу дико антисистемные тексты в офисе с видом на Кремль. И периодически, гуляя неспешным шагом в вегетарианскую забегаловку неподалеку пытаюсь понять, что же еще такое забацать в будущий номер, чтобы это было кому-то интересно, кроме зануд с diy-zine.com.

BRDM: У "самого левого" было уже достаточно много выпусков, это для тебя не превратилось в рутину? Отдаёшься ли ты этому так же как в самом начале?

Максим (Самый левый): Собственнолично я приложил свою руку к работе лишь над 2,5 номерами, периодичность выхода которых составляла в среднем полгода (а то и больше). Поэтому о рутине мне говорить не приходится - скорее, наоборот. потому, когда начинаем делать новый выпуск, отдача идёт, как в самом начале.

BRDM: Когда ты создаёшь что то в рамках самиздата к чему ты стремишься? Есть ли у тебя с самого начала готовый образ, того что должно получиться в результате?

Андрей (Мы всё ещё там) К чему стремлюсь? Со временем цели изменились. Если первый номер я решил сделать, потому что хотелось сказать что-то, выпустить наружу мысли, показать их окружающим, сказать о том, о чём я не видел тогда разговоров ни в зинах, ни в текстах групп. Хотя зинов я к тому времени прочитал всего штук пять-десять. Я хотел сделать зин просто из колонок. Потом мне уже пришла идея сделать интервью. Даже в большей степени не потому, что я хотел что-то новое узнать о интервьируемых... ко мне в голову просто пришла мысль: "А ведь я могу это сделать..." В результате на завершающей стадии первого номера я решил не делать никаких рамок, а включать в зин абсолютно любые материалы, какие захочется. Но вот сейчас, доделав четвёртый номер, вижу, что несколько отошёл от этой своей идеи, и в зине сформировался стандартный набор материалов: интервью, стихи, колонки, рассказы, рецепты, комиксы и рисунки. Я планирую пятый чем-нибудь разнообразить. Уже со второго номера главной целью создания зина стало общение. Я вообще не особо контактный человек, мне сложно заводить новые знакомства (хотя и пытаюсь бороться с этими своими качествами:)) и зин стал для меня своеобразной дверью в панк рок сообщество. Я думаю, что и зины и группы создаются в большинстве случаев именно с целью общения, что бы кто то подошёл к тебе на концерте или написал тебе, похвалил или поругал. Отдельно, пожалуй, стоит упомянуть мои рассказы. Если ты не в курсе, я издаю ещё свои рассказы в виде маленьких брошюрок-книжек. Пока вышли два : "Эпидемия" (научная фантастика с некоторой примесью политики и философии, высокотехнологичное человечество прекратило войны и постепенно вымирает, поражённое некой психической "болезнью"), "Тишина"(утопия-антиутопия-постапокалипсис, панк ищет людей, но находит врага...). Скоро будут ещё. Рассказы я просто дарю, а пишу и печатаю их, потому что мне интересно это делать. Хотя некоторую коммуникационную функцию они тоже выполняют. Но, повторюсь, тут это уже не основная цель.

Что же касается того, есть ли у меня с самого начала образ того, что должно получиться... да, пожалуй есть. И именно образ. Я не могу описать словами какой будет зин до самого конца. Материал копится, копится, я смотрю его, перечитываю и возникает чувство "что-то ещё не хватает". То есть чего-то не хватает до завершённости образа. И зин, как карта с белыми пятнами, где есть места, которые ещё не открыли. Продолжаю искать материал. Или бывает наоборот - "вот это уж слишком" - могу подумать об очередной своей колонке или стихе/рисунке и тогда материал остаётся в тетрадке или на компьютере, а то просто в моей памяти. Но отсеиваются материалы не то, что бы не подходящие к образу будущего номера, а именно из разряда "вот это уж слишком". Не знаю понятно ли выразился. И так продолжаю до тех пор, пока не появляется чувство "готово". Тогда начинаю вёрстку, где ориентируюсь так же по чувствам: "вот это сюда подойдёт", "а вот это лучше пока в сторону", "тут ещё что-то надо впихнуть", "а вот тут дорисовать". То есть, тоже ничего заранее не планирую, и как будет выглядеть номер окончательно, для меня самого остаётся сюрпризом до тех пор, пока первый подшитый экземпляр не окажется в руках.

BRDM: Материал для своего зина ты собирал в кучу и верстал по мере его поступления или когда уже было всё необходимое закончил одним махом?

Максим (Sad Apache): Когда уже было всё необходимое, я сел с чуваком-верстальщиком и закончил так сказать одним махом, да. мне так прощще, т.к. я в голове примерно структуру держал уже.

BRDM: Расскажи, был ли момент когда ты осознала, что зин твой уже не субкультурный, а уже полностью самостоятельный? Или всё само получилось так?

YTSAN (jaw-jaw, jo-jo): Само получилось. Хотя на самом деле я хотела уже делать что-то, что точно не понравилось бы хардкорщикам, но хотела чтобы это выглядело грязно, но при этом круто сделано, чтобы они горевали, что у них в их дерьме такого нет. Извини, что не публикую куклу, как-то не было времени и настроения. Я все еще в портовом городке.

Надо добавить ещё, что лучшая похвала качественной работы - это слова, что "этот зин нельзя читать"

BRDM: Расскажи какой фильм произвёл на тебя наибольшее впечатление? И есть ли кино которое потом отразилось на твоём творчестве в качестве зинмейкера?

Юра (Red Dress Press): Наверное, первым фильмом, который я могу поместить в список произведших на меня впечатление, стал фильм «скафандр и бабочка» – реальная история редактора французского ELLE, тело которого было полностью парализовано после сильного инсульта, и один лишь левый глаз продолжал работать. С помощью врачей одним лишь левым глазом он пишет книгу – моргая «да» или «нет» при прочтении ему алфавита. вдохновляет, не так ли? А спустя несколько дней после выхода книги он умирает…

Что касается фильмов, могу похвастаться тем, что посмотрел всю фильмографию братьев Коэнов. Хотя первый их фильм, который я увидел, – победитель оскара «старикам здесь не место» мне страшно не понравился. Я думал, как можно было дать оскар за такой фильм… потом посмотрел их следующий фильм «серьезный человек», и дальше без какой-либо хронологической последовательности один за другим – все их фильмы. По-моему, никто кроме них не делает ничего подобного, их фильмы полны юмора, часто черного, сарказма и ссылок на различные другие фильмы, мифологию и литературу. А еще у них талант работы с актерами. Например, Джорджа Клуни, которого я раньше терпеть не мог, в фильмах Коэнов я увидел в новом свете. Или Стив Бушеми, который маленькими вспышками появляется то тут, то там в фильмах Коэнов, а потом для меня он отлично выстрелил в сериале «Подпольная империя».

После того как я посмотрел всех Коэнов, думал взяться за кого-то другого. Начал смотреть в обратном порядке фильмы Вуди Аллена. Почти всегда это наивные добрые комедии, но и трагедии здесь уделено достаточно места. Что мне еще нравится в его фильмах – у него, как у Чехова, если в начале фильма висит ружье, оно обязательно выстрелит к концу! На данный момент я посмотрел 5-6 фильмов Аллена и остановился… какое-то настроение не для фильмов сейчас. хотя новый фильм Вуди Аллена обязательно посмотрю на днях – там, если верить отзывам, главный герой попадает из современного Парижа в Париж 30х годов; а это, как известно, «праздник, который всегда с тобой».

Не могу сказать, что фильмы влияют именно на зинмейкерство. Про себя не могу вспомнить, что я после просмотра того или иного фильма садился делать зин (хотя тексты точно ), но фильмы безусловно влияют на нас как людей. Отписал после фильмов них мы плачем, смеемся, переживаем с героями их судьбу, боимся, вспоминаем, пересматриваем снова и снова, рассказываем друзям, обсуждаем вместе с друзьями. Только ради этого их стоит смотреть. ну, конечно же, еще стоит отделять котлеты от мух.

Спасибо за интересный вопрос! Надеюсь, все с зином получится хорошо!

BRDM: Я таки нашел почему суицид лучше секса. А когда ты писал мне музыкальный абсурдообзор я был в непотребнейшее говно, так что воспринять не смог. Посему к тебе вопрос - у какой записи, на твой взгляд, самое охуенное оформление обложки в истории человечества?

Грин (Zoomdoom, Xerotika): Ну вот сложный вопрос..каннибаловский tomb of thе mutilаtеd это конечно..но вообще бывают..
Я вообще очень люблю пялиться в обложки.. те которые радуют конечно.. до сих пор вот купил себе новый Морбид Ангел в металлической коробочке и пялился на обложку..

BRDM: Маша, какой зин был самым крутым из тех, что тебе попадались когда либо, и какой на тебя самое большое влияние оказал?

Маша Черная (concrete_tree): С зинов вообще всё началось. Знакомство с панком по - настоящему. Один очень хороший человек разрешил мне взять у него из большой коллекции любые зины, когда я только пыталась вникнуть в тему. Там были Rebel Desire, Just like cariboo, точно был GAS...Я взяла довольно много. Дома я читала их, и казалось, что эти брошюрки меня вербуют. А мне это нравилось! Ничего так не заряжало идеями. Эталоном для меня сразу стал GAS, это сильно повлияло на то, каким я вижу панк для себя сейчас. Меня поражало то, что он не садился на уши ни в коем случае,не поучал, он как-то болтал что ли с читателем. Ну и, конечно, сделанный полностью девчонками, он пришёлся мне по душе. Правда я не знаю никого, кто его делал, и мне жутко интересно, где все эти люди.

Ещё больше меня удивили зины заморские. Я узнала, что бывают перзины, что мне дико понравилось, зины с комиксами, зины про что-то одно -американское издательство Microcosm Publishing выпускает удивительные зины, о хозяйстве, починке вещей, о тампонах, о геях, о мыловарении и т.п. и т.д. Всё это очень красиво сделано, но в руках я держала только их каталог. А вот "лично" мы познакомились с журналом Last Hours из Британии. Это толстое солидное издание с очень хорошими материалами и колонками, к тому же с отличными иллюстраторами.Я его читала потихоньку где-то год!

Ещё есть интересное издание Electric Ant, это очень странный журнал об искусстве в основном, он довольно наивный и необычный.

На прошлой неделе получила посылку от нескольких художников-американцев, я с ними познакомилась по интернету, чтобы позвать их принять участие в выставке панк-арта. Так вот, девушка по имени Caroline Paquita прислала свой перзин Womanimalistic. Это очень красивый небольшой зин, необычно сделанный. Кэролин очень интересно описывает свои чувства, рассказывает о травах, о своей любимой пасеке, в основном в виде комиксов. Вот такие вещи мне очень нравятся.

BRDM: Как самиздат стал для тебя чем то серьёзным? Как пришло осознание этого?

Саша (Tryznas Kefiras): Сейчас, подбираясь к 7-ому номеру, могу сказать, что самиздат для меня стал как никогда серьезным. Ох, как серьезно это прозвучало:) И, мне кажется, для Лены, с который мы вместе им занимается, дела обстоят похожим способом. Хотя дальше буду отвечать все же от себя.

На каком-то этапе фанзин был для меня единственным способом самовыражения и распространения своих идей, но годы шли, принося с собой переосмысления, синяки и седые волосы. Ко многим темам, которые поднимаются на станицах панковых зинов, я теперь подхожу иначе. Хочется верить, что иду дальше, хотя практически полное отсутствие реакции на последние номера довольно сильно расстраивает. Впрочем, и мы сами расстраиваем потенциальных читателей, отрицательно отвечая на вопрос "А у вас есть интервью с What We Feel?" у столика с дистро. Но мы не сдаемся:) Хотим завоевывать новые горизонты, сохраняя панковый дух, но делать что-то, что бы было интересно нам самим, чтобы работа над зином была такой же волнующей, какой она есть для нас сейчас.

Выбор самиздата как формы теперь куда более осознанным. Т.е. могу опубликоваться в стильном-модном-молодежном журнале, могу в каких-то понтовых научных изданиях, но все же есть что-то, что хочется сделать именно в виде diy зина. У каждой формы есть свои плюсы и минусы. Вдохновляющими примерами для меня являются работы художественного кооператива Justseeds, зин "Leworeczna", автор которого имеет докторскую степень и ведет свою программу на радио, а также комикс о Балканах и цирке, напечатанный шелкографией, от одной милой итальянки, чей номадический караван припаркован по соседству.

В общем, самиздат для меня чрезвычайно серьезен)

BRDM: Боишься ли ты разочароваться в самиздате и своём образе жизни в целом? ну и в актуальна ли проблема разочарований в каких-либо ценностях?

Phil Monopolka (Paddington): Очень долго пытался я сформулировать, пока не понял, что пытаюсь сформулировать состояние, которого нет. Мне показалось, что вместо этого следует выявить другое состояние, далекое от разочарования. Разочаровываться очень хорошо получается в бабах, собственных детях или футбольных командах, в рок-звёздах ещё, пожалуй - и по выражению этой претензии они действительно чувствуют себя наказанными. С остальными, менее масштабными величинами это работает вхолостую - попробовать наказать какого нибудь Берию от самиздата словами «Я в вас разочаровался», это ведь просто смешно. На тех, в ком не получается разочаровываться, приходится просто обижаться. Это очень наглядная разница, не перепутаешь. Вот, например, нравился мне в детстве кадет Зед из фильма «Полицейская Академия», а потом перестал, надоело. Как я могу на него обидеться, если я его ни разу не видел. А как вы себе прикажете разочаровываться в Берии от самиздата? Я им и не очаровывался никогда. Да и нахуй он мне вообще сдался. Пускай он без моей критики плывёт по жизни, как говно в проруби.

Это, как водится, присказка. Сейчас за ней последует суровая сказка о том, что я, как нормальный человек, совершенно определённым образом ненавижу. Именно об этом состоянии мне хотелось бы поговорить вместо предложенной темы разочарования - хотя бы ради того, чтобы не скатиться в это «обижаться» (обижаться – «дело слуг», по мнению одной скромной до затюканности поэтессы). Ничем не обоснованная ненависть, это ведь как раз посредине между разочарованием и обидой. Промежуточный вариант. Нечто среднее. Одним словом, такое же среднее, как и мой возраст.

Самая привилегированная в обществе и оттого наиболее ненавистная категория у средневозрастных – дети и подростки. Первые просто пускают слюни, вторые, на манер стрядающих беспризорных у Аверченко, постоянно цитируют и используют любвеобильный сленг, те самые определения «мило» и «искромётно», на которые я когда то разозлился так, что перестал интересоваться русским самиздатом, списав все на кризис среднего возраста. Ну, и понятно, что разочаровываться в них нельзя – пусть и дети, да не мои. Обижаться же, как мы уже говорили со слов затюканной поэтессы – несолидно. Детей можно только тихо ненавидеть, как ненавидел их Конецкий, валя в одну кучу с авангардистами и с Вознесенским, который по его мнению занимается исключительно тем, что лебезит с юным читателем, мотивируя это тем, что он «в поиске». Мы-то ведь не в поиске. Какой там поиск, когда просыпаешься с ощущением, что за тобой гонятся.

Есть некоторый минимальный, впрочем, позыв к общению, который приходится удовлетворять, чтобы окончательно не превратиться в мизантропа. И оттого возникает самая главная проблема, из которой появляется эта предпосылка к ненависти: для каждого возраста существуют свои тусовки. К сожалению после тридцати лет в российском зоопарке наступает пенсионный возраст и забвение. Вдвойне обидно, что это совершенно отсутствует в реалиях Европейского Союза и Великобритании. Не говоря уже об Америке, где придумали слово «бананафиш», что в некупированном варианте означает «Применимо только в определённом возрасте». Американцы выдумали его, впрочем, защищая интересы скорее подростков, чем стариков, но с тех пор прошло уже много времени и ситуация развернулась в обратную сторону. С самоидентификацией афроамериканского населения, все произошло по той же схеме - она нам известна, поэтому я не буду объяснять, почему так происходит.

Итак, на первый взгляд мы, средний, то есть, возраст, пылаем ненавистью к подросткам, вследствие отсутствия собственной тусовки по интересам. Однако публикуя тексты половозрелых более трёх лет, могу сказать, что даже в России это явление существует и существует оно как раз на уровне тусовки, просто журналистика уделяет этой тусовке внимание немногим более, нежели пьющий холостяк уделял бы внимание закисшей на балконе пальме. В английском же варианте, например, наоборот – жизнь со всеми её красками полностью принадлежит сорокалетним – даже тусовок никаких не требуется выдумывать. Подростков там не считают за людей и правильно делают. Подросткам даже пить запрещено до двадцати пяти лет, какая уж тут тусовка, какие маргиналии!. Подростки как то существуют, тем не менее, жрут вместо алкоголя пачками болеутолитель пополам со снотворным, играют под надзором родителей транс на домашних дискотеках, а взрослые англичане хотя и не особенно в это вникают, но легко могут, к примеру подраться не сойдясь во вкусах. У русских же ничего не изменилось со времён Тургенева – отцы и дети предпочитают ненавидеть друг друга на расстоянии, в конце концов разочаровываясь или обижаясь непонятно на что. Зря. Поступая так, мы просто напросто отказываем себе в удовольствии, хотя и сохраняем нервные клетки.

Неплохо было бы забыть про нервные клетки и погрузиться в ненависть со вкусом, создав модель отношений между нами и теми, кого мы ненавидим, как в анекдоте про англичанина на необитаемом острове. Последний, как известно, ради собственного же комфорта выстроил две хижины, «клуб в который я хожу» и «клуб в который я не хожу». Существование одного клуба без другого не имело бы никакого смысла. На уровне человека, так сказать, не из анекдота эти разграничения «хожу» и «не хожу» выявляются попросту из житейских приоритетов. Например:

1) Раблезианская кулинария против вегетарианства, сыроедения и ведической хуйни (потому что жизнь одна, другой не будет).

2) Моторхэд и Айрон Мэйден против эмо, скримо и музыкальной странички журнала «Афиша» (потому что чисто психологически по истечению пубертатного «надцатилетнего возраcта» слушаешь только то, что слушал в раннем детстве, все остальное самообман или самоуничижение)

3) «Герои меча и магии» как лучшие друзья против популярного лозунга «Оставь компьютер и выйди на улицу» (иногда я с ужасом вспоминаю, как это было раньше – общаться с каждым дураком вживую или по телефону»)

Вот на стыке принципиальной разницы житейских приоритетов и происходит непонимание. Одни разочаровываются, другие ненавидят. В одни ворота. Футбола не получается. Жалко. Глядишь, и дрались бы, как на свадьбе – труп невесты, труп шафера. А что? Я и убивал бы с удовольствием за несостыковку в ценностях. Вот только убивать в одностороннем порядке так же неинтересно, как и играть в футбол в одни ворота. Видимо это скучное занятие и называется – разочаровываться.

супер. с удовольствием прочёл

Да, я тоже. Вообще люблю материалы о самиздате.