Armand Schulthess - швейцарский романтический протоконцептуалист

Armand Schulthess (Alfred Fernand Armand Dürig)
1901-1972

  

Этот случай начался не с госпитализации. Её и не было. С начала 50-х жители местечка Аурессио в итальянской Швейцарии вдруг обнаружили, что лес, окружавший чью-то недавно купленную усадьбу, живёт своей собственной жизнью. На деревьях, кустах, изгородях, просто склонах окружавших дорогу гор начали появляться в невероятном количестве надписаные от руки жестяные таблички. На немецком, реже французском. Порой это были развёрнутые цитаты из научной литературы, сведения по естествознанию, всемирной истории, литературоведению, химии, психологии и даже "женской моде", порой загадочные многозначительности, а то и просто приглашения получить какую-нибудь справку на вилле, скрытой на территории участка в 18 гектар.

Таблички были сделаны из расплющеных консервных банок, покрытых лаком. Их были тысячи, они свисали гирляндами со старых каштанов и срастались в гигантскую сеть, цетром которой был дом. По мере приближния к нему надписи тематически менялись, переходя от вопросов "мёртвой" природы (геология, палеонтология, химия, атомная физика и т.д.) к более высоким материям типа психоанализа, эзотерики, "механики духа". Терассы служили графами этой гипертаблицы, а тропинки упорядочивали продвижение внутрь, периодически склоняя прохожих отдохнуть на каменных плитах под лозунгами вроде "L'Idée - S'asseoir et lire un livre! / Идея - посиди и почитай". Встречались и такие тексты: "Юным женским особам, интересующимся графологией: 500 факсимиле известных людей для изучения" или "Девушкам, интересующимся фотографией: проявка и увеличение, есть аппарат".

Новым хозяином виллы был 50-летний Арман Шультесс, неутомимый господин из города, которого иногда видели среди деревьев развешивающим "эти свои штуки" или складывающим на окрестных отрогах каменные скамейки. Иногда было слышно, как он что-то там поёт под перестук табличек на ветру. Его встречали порой идущего пешком в Локарно, где он запасался книгами и журналами, не гнушаясь покопаться в мусоре. Местные недоумевали. Но новый сосед никого не трогал, был вежлив, только всегда как-то подозрительно быстро исчезал в своём доме. Говорил он практически только о своих систематических изысканиях - "Всё, что я упорядочиваю, я сперва записываю..." и "...подобное к подобному" и т.д. А о себе совсем немного, что будто бы
приехал "начать тут новую жизнь"...

Известно, что он вырос приёмным ребёнком, посещал школу в Цюрихе, обучался коммерции, занимался технической корреспонденцией, работал в магазине дамской одежды. С 1930 года вёл даже свой собственный бизнес, но из-за экономического кризиса оставил дело и отправился в 1935-м к брату в Голландию. По-возвращении в 1939-м поступил на работу в госаппарат. Во время войны занимался бухгалтерией торговых сделок с Германией, копил деньги и уже в 1942 году Ш удалось купить участок в Auressio, кантон Tessin. Был женат 2 раза , но жёны оставляли его во времена острого безденежья. Единственный его ребёнок умер во младенчестве. В 1951 году, наконец рассчитавшись со службы, переехал в своё новое имение.

Но недолго было суждено Ш заниматься в тишине и уединении обустройством своей "тотальной инсталляции" . Уже в 1953 году его поместье становится известным благодаря одной писательнице, забредшей в сети его сада-словаря и напечатавшей о нём рассказ, а затем в 1964 году фотограф Тео Фрей сделал серию снимков, попавших в швейцарские газеты. Ш становится культовым персонажем, что называется „еverybodys Darling“. Его лес именуют Schulthessianum по аналонии с Goetheanum-ом доктора Штайнера. Его навещают цюрихские интеллектуалы, переполненные благотворительностью дамы дарят ему костюмы и предлагают дружбу. Остались свидетельства того, как все попытки завязать доверительные отношения разбивались о непроходимую раздвоенность хозяина. В конце концов всем тем, кто особенно настойчиво пытался воспользоваться его жестянными приглашениями, мыслитель вручал
несуществующий телефонный номер.

В дом к Шультессу из гостей практически никто не попадал. Там находилась святая святых, сосредоточение тропинок его живой библиотеки, более 70-ти им написанных и переплетённых книг на "деликатные темы", в которых вопросы анатомии, секса и брачной жизни, сдобренные всевозможными иллюстрациями, перемежались со сложными астрологическими расчётами планетарных констелляций и годовых циклов. Эти тома как бы завершают схоластические построения из цитат и перекрёстных ссылок за стенами дома, и впускают наконец в реальность табуизированную вовне изобразительность.
Никому так и не улыбнулось оценить тайную часть трудов Ш. К концу 60-х постепенно сил у него становилось всё меньше, а универсум знаний и фактов продолжал неумолимо расширяться. Ш уже не успевал обновлять тексты на табличках, связки начали распадаться, вместо жести в ход пошли бумага и картон. Он начал всё больше пропадать в доме, прислуги не было. В 1972 году Арманд Шультесс был найден мёртвым в своём саду. Идеальная женщина, для которой в его доме долгие годы была приготовлена комната, так и осталась пустой.

Когда после его смерти подрастерявшиеся наследники занялись разбором имущества, они стыдясь безумного наследства сожгли большую часть книг и уничтожили сад.

Небольшая часть объектов рассеялась по частным собраниям, ещё некоторая часть попала в коллекцию музея l’Art brut в Лозанне.
В 1974 году Хансом Шлюмпфом (Hans-Ulrich Schlumpf) был снят фильм об Арманне Шультессе "У меня есть телефон / J'ai le téléphone"...

Источники:

"Von einer Welt zu'r Andern" издание подготовлено R.Buxbaum und P.Stähli (DuMont, Köln)
Colin Rhodes "Outsider Art" - Spontaneous Alternative (Themes & Hudson, London 2000)
Harald Szeemann "Visionäre Schweiz im Kunsthaus Zürich" (Sauerländer, Zürich 1991)
Ingeborg Lüscher "Der grösste Vogel kann nicht fliegen" фотоальбом о Ш. (DuMont, Köln 1972)
+
http://www.g26.ch/art_schulthess.html
+
Hans-Ulrich Schlumpf "У меня есть телефон / J'ai le téléphone", 16 мм, 53 мин (Швейцария, 1974)
http://www.film-schlumpf.ch/Evers/ASe/ASe.html

PS. простите, но я даже не нашёл его фотографии...

Superbly illuminating data here, tahkns!

This article achieved extacly what I wanted it to achieve.