Гигант мысли Ваня наконец написал внятную инструкцию по пользованию сайтом! Он подробно расписал зачем и кому ДАЙ-ЗИН (кроме нас с Ваней) нужен. Проведена масштабная работа, классифицированы все типы зинов, которые мы когда-либо выкладывали.
Этот текст следовало бы опубликовать в каком-нибудь зине вместо Сашыковской колонки "Зины бывают разные", где он писал, что самиздат-журналы бывают форматов А4 и А5, и первые не влезают в рюкзак, а вторые в нем теряются... Ваня же уделал всех, Ване респект
Итак, бдительный и дотошный читатель, который написал при помощи ДАЙ-ЗИНА не одну курсовую и диссертацию, разувай глаза.
Часть первая: О зинах, откуда они, зачем.
1. Все знают про советский самиздат, хотя бы потому, что само слово "самиздат" родилось именно в СССР. Ключевым признаком самиздата является неподцензурность напечатанного текста. Это условие, если с ним согласиться, предполагает существование и действие цензуры (помимо головы автора). К сожалению, а может и к счастью, ни одно из изданий, опубликованных на сайте, с таковой не встречалось (некоторые не встречались и с цензурой головы, но это отдельная песня). Выходит, что это сайт не совсем о самиздате, а о журналах сделанных и напечатанных по собственному, часто эгоистичному, желанию.
2. Если не самиздат, то что? В массе своей издания, представленные на сайте (не без исключений), ближе именно к феномену fanzine (фэнзинов), которые невероятно распространены в западном мире. Это формат, который повторяет "большую" прессу и который предназначен для свободного обмена информацией на волнующие читателя темы в спектре от анархизма и экологии до искусства и музыки. Наверняка, это упрощение, но безусловное влияние западных коллег можно наблюдать, просто просматривая их журналы. Если брать совсем крупно, то речь идёт о прессе под знаком идей DIY (сделай сам, осчастливь другого, не зарывайся с ценой), что и подчёркнуто в названии сайта.
3. Лично мне вполне нравится слово "зиноделие" - такой "изысканный кадавр" - поскольку оно демонстрирует гибкость русского языка в одомашнивании чужих слов и вполне передаёт хмельное ощущение от процесса.
4. Кто делает это? Самые разные люди. На самом деле, в роли автора, как правило, выступает один человек (вообще один), поэтому многие зины можно было бы классифицировать как персональные. Иногда один человек выполняет функцию редактора, и тогда в журнал входят тексты многих авторов, а о персональном забывается вовсе. Реже это коллектив равноправных авторов-редакторов. Insomnia - пожалуй, самая впечатляющая коллективная попытка, вдохновлённая изданием Heartattack и чуть ранее 3Stages.
5. Для кого это делалось? Тут каждый должен ответить за себя, не кривя душой. Но условно мотиваций две: самовыразиться в таком странном формате, "связать" некоторую тусовку (локальную и не очень) неким общим информационным продуктом. Впрочем второе может быть достигнуто и через первое при известной доле таланливости. Большая часть размещённых у нас зинов издавались внутри музыкальной панк-хардкор тусовки в период с 2000 по 2010 год. В течение этого времени имел место очевидный взлёт и столь же очевидное угасание к 2010 году. Впрочем, имели место вполне независимые попытки сделать журнал для хип-хоп тусовки.
6. Если тезисно о форме, то яркими образцами зинов, оформленных по западным лекалам, являются Play Hooky! из Кирова, выходивший в период с 1995 по 2003 годы, и Old Skool Kids, изданный в Москве в 1999 году. Последний перенял все приёмы наработанные за годы западными журналами и кочующие из журнала в журнал (в виду своей очевидной удобности) до самого последнего времени. Золотой набор: приветствие с обязательными извинениями от редактора (куда без них), интервью, колонки, отчёты о гигах, рассказы о сценах стран и городов, обзор того сего. Разорвать это клише по факту оказывается довольно сложно, да и надо ли в виду его удобства? Но это не единственная возможная схема зина. Пример тому некоторые персональные зины или музыкально-персональные сразу. Это всё, не затрагивая технической стороны дела, связанно с выбором формата бумаги, вёрстки всерьёз или вырезал-наклеил вёрстки. Возможно, мы напишем об этом отдельную статью. В общем, тут есть простор для игры с подачей материала и если у вас есть идеи, то вперёд.
7. Время, как известно, - деньги. Что касается фанзинов, то, как правило, выходят они весьма непродолжительное время и достаточно малыми тиражами. Обычно, авторам не хватает сил и усидчивости продвинуться дальше первого номера. С деньгами тоже всё прозрачно, поскольку самая идея сделать фэнзин предполагает лишь самоокупаемость даже для такого эталонного издания как МРР.
8. С наскока объяснить, откуда взялось такое явление, как зиноделие в панк-хардкор тусовке, я не берусь. Сделаю лишь предположение, что эффект имел место быть в ситуации информационного голода. Информация - в России - лишь частично проникала в народ через отдельных людей с ней соприкасавшихся зарубежом, либо через интернет-просветителей (Шведов), но в условиях, когда внятные музыкообменные или иные структуры ещё не существовали или были труднодоступны. Это заметно по малым локальным зинам, которые делались с прицелом на внутригородское распространение, как правило, перепечатывая материалы из интернетов и не внося в процесс ничего своего или существенно новых вещей. Журнал трепетно-синее об эмо на самом деле из той же серии - делался в просветительских целях. Сейчас, впрочем, похожие зины обслуживают свою в чём-то сложившуюся тусовку. Незадолго до этого расползания по тусовкам была предпринята попытка создать свою внутри-сетевую прессу, которая, по идее, должна была помогать через дискуссии вырабатывать некоторые общие представления по тому или иному вопросу. Но, к сожалению, сцену больше волновали вопросы веганизма или того, что круче - винил или мп3? От этого накал страстей спал уже на третьем номере (так ведь?), а пережевывать одно и то же по сто раз мало кому хотелось. Меломаны нашли отдушину в тэгах на ласт.фм и соулсиках.
Редакция DIY-ZINE.COM.
нормальная статья, и дезигн стал лучше, как и видимость контента.
желаю больше авторов, а сам присоеденюсь позднее.
аминь)
а как восстановить зин в новости? Я положил сначала с не той ссылкой, потом исправил, но он уже неделю висит выделенный красным.
Это про "d.i.y. punkcore bulletin".
вот я тоже заметил, что его нет в основной ленте. Наши техники в скором времени разберутся, я им сообщу.
максим сообщил гуглу, а тот потом мне рассказал.
или ты по этому поводу звонил? %))))
я тогда занят был, решил, что ты гулять зовешь.
я тебе звонил недели ДВЕ назад, если не три)) и да, хотел гулять
а, ой. или это все уже продумано?
и я даже вопроса-то не понял на самом деле?
хорошо!
Выкладываю понемногу самиздат из своего архива в свой же ЖЖ. Если нужно, берите:
http://lehautparleur.livejournal.com/22652.html
http://lehautparleur.livejournal.com/44454.html
Будет еще много чего выкладываться - не печально, но медленно. :)
спасибо большое!
было бы здорово, если бы вы написали анноацию, может быть небольшую историю выкладываемых вами журналов. потому что я например о киевском рок-самиздате ничего не знаю, и мне было бы интересно некую историческую справку получить. в остальном еще раз спасибо, пдфки мы сделаем.
Я добавил про openid и сделал больше ссылок (там, где они напрашивались или где поменялись, чтоб без редиректа было).
вообще такое в ревижен комментариях пишут, но я считаю, тут таких задротов, как я, больше нету.
кул! спасибо )))
а я перечитал текст и вообще его не узнал местами. ))
А, да, чтоб не забыть.
Может отделить "О ПРОЕКТЕ" от "КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ"?
Типа /about и /howto.
мне все-таки нужно одно Место, где бы я писал, что еще теперь можно делать.
И еще, чтоб не забыть: нужно всячески склонять юзера к использованию OpenID.
В будущем можно будет тогда нахаляву юзать то, что OpenID-провайдер реализовал.
ты прав. нужно.
а то реально слишком жирный тект получился
здравствуйте. тут вот http://new.diy-zine.com/email.html вы просите откликнуться владельца домена ruszine.com и автора сайта "Энциклопедия русскоязычного самиздата". я -автор. если нужен архив сайта, могу скинуть на мыло.
мое мыло snorkvrn (at) yandex.ru
клево, привет. щас напишу тебе.
Копался в почте, нашел письмо с кучей адресатов. Типа кому писать, если что-то интересно про тот или иной зин.
Авторы иногда забывают указать мейл, так что может пригодится. Надеюсь, никому спама не прибавится от этого.
Suck Out
Armatura
Улитки и Черепахи
Артерия
Вольная Сибирь
Автоном
Сломанные Игрушки
Bull-Bull Russia
Backyard Zombies
Камарджоба
Defect In Industry
Refuse Resist
Despertar
Ножи и Вилки
Своими Руками
Двигатель
Эхо Из Мусоропровода
Insomnia
DIY Russia.ru
Фак'food
Garaczy Sabaka
Girls Are Strong / GAS
Кратчайший Путь в Больницу
Замес
Без Названия
Тайное Писание
Гипподром
Имхопанг
Hidden Faces
Interpretation
Totalka Kiselica
Das Papier Krieg
Кнап!
Don't Panic!
Punk-A-Burg
New World
Far For
Заткнись
Mars Attacks
Meatzine
Message?
Again 25
Mu-Hu-Hu
Musketeer
Неврозь
New Blood
No Borders
ODmagazine
oD.I.Y.ся
Retrothrasher 67
Просто Захотелось...
Seryoga Rocker
Born To Crash
Ярость Юности
Встреча с Сопротивлением
Red Blacker
Дерзай!
Rejected Kidz
Rebel Desire
My Riot Inward
Добро, Правда и Любовь
Stokers
Stomping On The World Ground Zine
Street Print
Spunkcore
The Incorporated Kids
Трепетно Синее
Ca-Pusto Punkka
Cockheaddogcat
Gonna Make It
Hate X Edge
Xerotika
xInspirationx
Ksatriya
Another Voice
Natural Order
X zine
Yes Future!
I Love Zombie
Get Up!
Сечка
Zoomdoom
Юзер N*** обещал отсканить какой-то из бумажных реал артов и плюсминус бесконечность 2-3 нумары.
Вот "Реал Арт" в бумаге - это очень и очень интересно.
Шведов обещал, но у него сканер сломался.
sssssssssssssssssssss
У меня на Самиздате удалили несколько произведений потому что в них была сцена поцелуя (полностью одетых героев). И сцена, где герои раздевались до плавок и купальников, когда в речке купались. Их удалили, потому что на них не стоял тег "эротика". Ну блин какая же это эротика. Читатели обсмеют :( Самиздат это ппц. Кто знает еще какие-нибудь сайты самоизданий, в которых не удаляют произведения как порно, если там есть поцелуй и купающиеся люди?