Янко Домсич – французский художник-аутсайдер хорватского происхождения.
Янко Домсич родился в 1915 году в хорватском селении Малунье (Malunje).
Мы практически ничего не знаем о его жизни. Мы не знаем обстоятельств его переезда во Францию. Вероятно, он некоторое время сидел в тюрьме. Возможно, он жил в городе Туль (Toul) и департаменте Мёрт и Мозель (Meurthe-et-Moselle), расположенных на северо-востоке Франции (регион Лотарингия), а в 1935 году работал на строительстве железной дороги в Пон-сюр-Ивонн (Pont-sur-Yvonne). Янко Домсич получил, видимо, начальное образование. В Париже он жил в нищете, в убогом домишке. Он конфликтовал с системой соцобеспечения по поводу своей пенсии по старости, а также со всеми, кто мог покуситься на его рукописи. На некоторых текстах можно обнаружить надпись "Все права на репродукцию сохранены за автором" ("All rights of reproduction reserved"). Орфография варьируется от текста к тексту. Он пишет на французском, с вкраплениями хорватских или немецких слов. Он рисует и пишет цветными карандашами, шариковыми ручками и фломастерами. Надписи могут идти хоть по спирали, если этого требует замысел рисунка. Большинство слов – это прилагательные, наречия и междометия (Ha ha, Tralala, Hop la, Aleluya). О себе он говорит в третьем лице. Он придумывает много новых слов. Зора Фиттинг (Zora Fitting) приводит примеры наречий, сделанных из прилагательных (solairments); прилагательных, сделанных из существительных (heurienne, minutienne, nuitale); глаголов, сделанных из имён собственных (croatise, Jesusise, dollarise) or from nouns (banierise). За исключением некоторой информации о его жизни, нацистских песен и религиозных текстов, основная часть его рукописей посвящена мистическим идеям, моральному кодексу масонов, а также экономике. Fraternel, Uni, Solidaire, Universel, Commun, Humanitaire, Egal, Chaîne – вот наиболее часто используемые им слова из масонского лексикона. Некоторые слова, написанные заглавными буквами, подчеркнуты и используются как аббревиатуры. Слово JESUS (Иисус) расшифровывается как "Janko Espion Soviétique Ustacha Souperstar" или "Janko Ecrit Savant Universel Souperstar." Для украшения рисунка используются пентаграммы, свастики и черточки. Однако значение этих символов отличается от общепринятого. Они являются частью его собственного шифра. Фаллос (обычно украшенный словом "BOG", что по-хорватски значит "Бог") всегда находится в эрегированном состоянии. Носы рисованных персонажей изображены в виде знака доллара, являющегося частью слова USA, написанного вокруг лица. Иногда персонаж изображается курящим сигару, при этом он может одновременно разговаривать по телефону или испражняться. Эти персонажи, составленные из геометрических фигур и бесчисленного количества параллельных или концентрических линий, не являются людьми – это скелеты, структуры, рентгеновские снимки, пришедшие из странной космогонии. В изображениях чувствуется натянутость и оцепенение, в них нет места беспорядку или случайности. В них отсутствует перспектива; линии соединены и никогда не размыкаются. Рисунки похожи на географические карты: вид сверху всё делает плоским. Глаз пойман линией и тщётно пытается вырваться. Путешествие от одной точки к другой, лабиринт, из которого нет выхода.
Янко Домсич умер в Париже в 1983 году.
Примечание: текст с сайта abcd art brut, в моём вольном переводе.
Janko Domsic @ abcd art brut (English)
Janko Domsic @ animula vagula (Français)
Janko Domsic @ lelivredart.com (Français) Текст о выставке, насколько я понял.
X-post: naive_outsider | raw_vision