Motherfuckers - уличная банда с анализом

motherfuckers-ulichnaya-banda-s-analizom-cover.jpg

домучал я наконец-то гилеевскую книжку из серии "час ч". попробую кратенько сформулировать о чём книга и попутно своё общее впечатление, если оно получится - одновременно. мысли одного часа.

книга представляет собой некий обобщающий материал о деятельности группы, возникшей в среде хипповых 60-ых и в них же благополучно почившей. Motherfuckers - группа единомышленников (хиппующая, жрущая наркотики, устраивающая перфомансы, критикующая институции культуры и власти, протестующая против войны во Вьетнаме и претеснения чёрного населения). джентельменский набор - каким он представляется сейчас - для тех лет. надо отдать должное, участники группы пост-фактум скромны и признают, что были всего лишь частью общего фронта противостояния, которому книга и посвящена.

однако вместо живого рассказа участников или их биографа, чего невольно ждёшь, сначала выдан некий фактический, документальный материал - в форме газеты Black Mask от одноименной группы (прообраза - мазафакеров) и различных листовок. само по себе это любопытно, но проходящий через них непрерывный мотив "поднатужиться и солидаризоваться" с кем-то расплывчатым предельно утомляет. видимо, из-за вырванности для меня из всякого контекста и обилие кратких сносок тут не спасает. общий ликующий тон материалов тех лет критиковать как-то совсем нелепо. какая к чертям Революция, без уверенности в голосе? а сейчас это звучит преизрядно тухло.

где-то в районе листовок, пусть и крайне расплывчато, но озвучивается идея "affinity groups", авторство которых приписывается Бену Мореа (активнейший член группы). сам он, правда, ссылается на то, что услышал про нечто подобное от Маркузе при рассказах об испанских группах и просто назвал вещи своими, читай английскими, именами. никакого анализа от банды не следует. вряд ли оно тут, конечно, надо. не интересовался, но полагаю - есть где этот анализ почитать. просто общее ощущение недосказанности и необязательности всего приводимого текста не исчезает, это, видимо, следствие того, что надо просто действовать. да?

для себя я, пожалуй, уяснил, что действительный пафос книги заключён в формуле, что "хиппи тоже были с кулаками". постепенно текст трансформируется и становится ясно, что с теми-то группа ссорилась, ментами избивалась, там цепью Грэхему (владельцу клуба) сами дали по лицу за несговорчивость и закидали уезжающих на лимузине с концерта МС5 их же винилами. на самом деле, в таком живописании есть положительная сторона, поскольку события даются такими как они были, а не в прилизанном манифестарном ключе, без рисовки. но и тут не оставляет какое-то чувство недоговорённости. известно только что Бен Мореа перед драками "хорохорился" (кажется то слово, лень лезть проверять) и всё. и ни факт, и ни художественное его изложение в результате.

относительным глотком воздуха оказывается лишь интервью с Беном и Дэном и живые воспоминания одного из участников группы Оши Ноймана в самом самом конце книги, примиряющие с самим фактом её прочтения. тут не обходится без казуса. ибо половина вопросов касается событий, которые упоминаются и были замылены чуть ранее. то есть фактологическая сторона дела как будто пропадает из интервью и основным интересом оказываются оценки, даваемые интервьюируемыми. но всё оно как-то живее. про ту же Валери Соланс пара живых слов. Мазафакеры в лице Бена Мореа активно поддержали её покушение на Ворхола, который по их ощущениям убил искусство.

сижу я сейчас, набив этот текст, и гложет меня сомнение, в какой-то "особой конфликтности" именно этой группы. в общем-то приводимые ими конфликтные события носят самый общий характер. возникает ощущение какого-то что ли брендирования - отличиться и закрепиться в истории. пусть и спустя много лет.

такая в общем несколько мертвящая книжка для любознательных.
вот и вышло, что скучно и можно было совершенно обойтись без 2/3 книги, оставив одно интервью.